АПОСТОЛЬСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ «SACRAMENTUM CARITATIS» Бенедикт XVI
- Евхаристия и Брак Евхаристия, брачное таинство
- Евхаристия, таинство любви, показывает особую связь с любовью между соединенными в браке мужчиной и женщиной. Углубление этой связи является потребностью, свойственной нашему времени.[83] Папа Иоанн Павел II неоднократно подтверждал супружеский характер Евхаристии и ее особую связь с таинством Брака: «Евхаристия есть Таинство нашего Искупления. Это таинство Жениха и Невесты».[84] Впрочем, «вся христианская жизнь носит отпечаток супружеской любви Христа и Церкви. Уже Крещение, вводящее в Народ Божий, есть брачная тайна: оно – словно брачное омовение, предшествующее брачному пиру, Евхаристии».[85] Евхаристия неисчерпаемым образом укрепляет нерасторжимое единство и любовь каждого христианского брака. В нем – в силу таинства – брачные узы внутренне соединены с евхаристическим единством между Христом-Женихом и Церковью-Невестой (ср. Еф 5,31-32). Взаимное согласие, которое дают друг другу муж и жена во Христе и которое делает их общиной жизни и любви, оно также имеет евхаристическое измерение. Действительно, в богословии св. Павла супружеская любовь является сакраментальным знаком любви Христа к Своей Церкви, любви, достигающей своей кульминации в Кресте, являющимся выражением Его «брака» с человечеством и – одновременно – началом и сердцем Евхаристии. Поэтому Церковь проявляет особую духовную близость ко всем, кто основал свою семью на таинстве Брака.[86] Семья – домашняя Церковь[87] – является главным пространством жизни Церкви, особенно из-за решающей роли в отношении христианского воспитания детей.[88] В этом контексте Синод порекомендовал также признать исключительную миссию женщины в семье и в обществе – миссию, которую следует защищать, беречь и развивать.[89] Ее роль супруги и матери является непреложной реальностью, которую никогда не следует принижать.
Евхаристия и уникальность брака
- Именно в свете этой внутренней связи меду браком, семьей и Евхаристией можно рассматривать некоторые пастырские проблемы. Верная, нерасторжимая и исключительная связь, соединяющая Христа и Церковь и находящая сакраментальное выражение в Евхаристии, сталкивается с изначальным антропологическим фактом, в силу которого мужчина должен соединиться – раз и навсегда – с одной женщиной, и наоборот (ср. Быт 2,24; Мф 19,5). С этой точки зрения Синод епископов рассмотрел тему пастырства среди тех, кто внимает Благой Вести, будучи родом из культур, в которых практикуется полигамия. Тем, кто, находясь в подобной ситуации, открывается к христианской вере, следует помочь сообразовать свои жизненные замыслы с радикальной новизной Христа. В процессе катехумената Христос присоединяется к ним, находящимся в особых условиях, и призывает их принять полную истину любви, пройдя через неизбежные жертвы ради совершенного церковного общения. Церковь окружает их пастырской заботой – преисполненной мягкости и одновременно решительности,[90] – показывая им прежде всего свет, отражающийся из христианских тайн на природе и на человеческих чувствах.
Евхаристия и нерасторжимость брака
- Если Евхаристия выражает необратимость любви Бога во Христе к Своей Церкви, тогда понятно, почему она требует в отношении таинства Брака той нерасторжимости, к которой стремится каждая истинная любовь.[91] Следовательно, более чем оправданным является пастырское внимание, уделенное Синодом скорбному положению, в котором пребывают немало верных: будучи связаны таинственными узами брака, они развелись и вступили в новый брак. Речь идет о сложной и деликатной пастырской проблеме, о самой настоящей язве нынешнего социального контекста, которая все больше и больше охватывает также и католическую общину. Из любви к истине пастыри обязаны глубоко вникать в каждую конкретную ситуацию, чтобы должным образом духовно помочь вовлеченным в нее верным.[92] Синод епископов подтвердил церковную практику, основанную на Священном Писании (ср. Мк 10,2-12), не допускать к Таинствам повторно вступивших в брак разведенных, поскольку их состояние и образ жизни объективно противоречат тому союзу любви между Христом и Церковью, который обозначен и совершен в Евхаристии. Тем не менее, разведенные, вступившие в повторный брак, несмотря на их положение, продолжают принадлежать Церкви, которая следит за ними с особым вниманием, желая, чтобы они вели по возможности христианский образ жизни, участвуя в Святой мессе – пусть даже без принятия Причастия, – слушая Слово Божие, поклоняясь Святым Дарам, молясь, участвуя в жизни общины, доверительно беседуя со священником или духовным наставником, посвящая себя делам милосердия, покаянию, отвечая за воспитание детей. Там, где на законных основаниях возникают сомнения относительно действенности сакраментально заключенного брака, следует предпринять все необходимое для того, чтобы проверить их обоснованность. Затем, с полным соблюдением канонического права[93], следует обеспечить наличие на территории церковных судов их пастырский характер, их корректную и быструю деятельность.[94] В каждом диоцезе должно быть достаточное количество подготовленных людей, чтобы обеспечить исправное функционирование церковных судов. Напоминаю, что «важным обязательством является стремление к тому, чтобы сделать учредительную деятельность Церкви в судах все более близкой к верным».[95] В то же самое время необходимо избегать того, что пастырская забота может пониматься так, как если бы она была противопоставлением праву. Лучше исходить из предпосылки, что главной точкой соприкосновения между правом и пастырством является любовь к истине: она вовсе не абстрактна, но «вписывается в человеческий и христианский путь каждого верного».[96] Наконец, там, где недействительность брачного союза не признается и имеются объективные условия, которые фактически делают совместную жизнь необратимой, Церковь поощряет этих верных стремиться переживать свои отношения согласно требованиям закона Божия, как друзья, как брат и сестра; таким образом, они снова смогут приступать к Евхаристической трапезе, с предосторожностями, предусмотренными испытанной церковной практикой. Подобный путь – чтобы он был возможен и приносил плоды – должен поддерживаться пастырями и соответствующими церковными начинаниями, исключая, в любом случае, благословения этих отношений, чтобы не порождать смущения среди верных относительно ценности брака.[97] Учитывая сложный культурный контекст, в котором живет Церковь во многих странах, Синод также рекомендовал проявлять максимальную пастырскую заботу в подготовке вступающих в брак и в предварительной проверке их убеждений относительно обязательств, которые являются неотъемлемыми для признания таинства Брака действительным. Серьезная рассудительность в этом отношении поможет избежать того, что эмоциональные порывы или внешние причины могут побудить двух молодых людей принять на себя ответственность, которую они затем не смогут выполнить.[98] Слишком велико то благо, которого ожидают Церковь и все общество от брака и от основанной на нем семье, чтобы позволить себе не заниматься основательно этой специфической пастырской сферой. Брак и семья – институты, которые следует утверждать и защищать от всех возможных недоразумений относительно их истины, поскольку любой причиненный им ущерб является фактически раной, которая наносится человеческому сосуществованию как таковому.
83 Ср. Иоанн Павел II, постсинодальное Апостольское обращение « Familiaris consortio» (22 ноября 1981), 57: AAS 74 (1982), 149-150.
84 Апостольское послание « Mulieris dignitatem» (15 августа 1988), 26: AAS 80 (1988), 1715-1716.
85 Катехизис Католической Церкви, 1617.
86 Ср. Предложения Синода епископов 8.
87 Ср. II Ватиканский Собор, догм. Конст. о Церкви «Lumen gentium», 11.
88 Ср. Предложения Синода епископов 8.
89 Ср. Иоанн Павел II, Апостольское послание « Mulieris dignitatem» (15 августа 1988): AAS 80 (1988), 1653-1729; Конгрегация вероучения, Послание к епископам Католической Церкви о сотрудничестве мужчины и женщины в Церкви и в мире (31 мая 2004): AAS 96 (2004), 671-687.
90 Ср. Предложения Синода епископов 9.
91 Ср. Катехизис Католической Церкви, 1640.
92 Ср. Иоанн Павел II, постсинодальное Апостольское обращение « Familiaris consortio» (22 ноября 1981), 84: AAS 74 (1982), 184-186; Конгрегация вероучения, Послание к епископам Католической Церкви о получении евхаристического причастия верными, вступившими после развода в повторный брак «Annus Internationalis Familiae» (14 сентября 1994): AAS 86 (1994), 974-979.
93 Ср. Папский Совет по законодательным текстам, Инструкция, которой следует придерживаться церковным судам в матримониальных делах «Dignitas connubii» (25 января 2005), Град Ватикан, 2005.
94 Ср. Предложения Синода епископов 40.
95 Бенедикт XVI, Речь на аудиенции для Суда Rota Romana по случаю начала судебного года (28 января 2006): AAS 98 (2006), 138.
96 Ср. Предложения Синода епископов 40.
97 Ср. там же.
98 Ср. там же.